Мини-музей "Белмода з камода"
Экскурсия в мини-музей
Экскурсия в мини – музей «Белмода з камода»
Задачи:
Формировать у детей дошкольного возраста представление о музеях.
Знакомство с понятиями «музей», «музейная культура», «экспонат» музея.
Познакомить детей дошкольного возраста с основами музейной культуры, правилами поведения в музее.
Познакомить с белорусскими национальными костюмами разных регионов.
Расширение у детей представлений о жизни и быте белорусского народа.
Развивать связную речь детей дошкольного возраста, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.
Формировать бережное отношение к игрушкам.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятам в нашем дошкольном центре есть мини-музей «Белмода з камоду». Что же такое музей?
Ответы детей.
Воспитатель: Музей -это дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные или просто интересные предметы: картины, игрушки, ткани, книги и многое другое.
-Как вы думаете, для чего люди создали музеи?
Ответы детей
Воспитатель: У каждого человека есть вещи, которые ему особенно дороги: любимые книги, необычные находки, сувениры и т.д. Людям всегда хотелось сохранить что-то на память, чтобы потом показать своим детям, внукам, знакомым и друзьям. Например, одни собирают картины, другие редкие книги, третьи- красивую посуду, а четвёртые- игрушки. Большое количество каких-то предметов называется коллекцией.
Воспитатель: У кого из вас есть дома коллекции? Ответы детей.
Воспитатель: Кому вы показываете свою коллекцию? Ответы детей
Воспитатель: Коллекции находились в доме у тех, кто их собирал, и их могли увидеть немногие. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных зданиях, которые и назвали музеями. В музей может прийти любой желающий и посмотреть на экспонаты. Музей может быть посвящён одному предмету. Например, музей часов, кукол, картин, а может содержать много коллекций. Тогда их размещают в разных залах, чтобы посетителям музея было удобнее рассматривать экспонаты. О каждом музейном экспонате вам сможет рассказать специальный работник-экскурсовод. А кто из вас уже был в музее? Ответы детей
Воспитатель: Ребята хотите отправимся в музей? Ответ детей.
-Тогда вспомним правила поведения в музее:
1.Не перебивать экскурсовода и задавать вопросы по окончанию экскурсии.
2.Не все экспонаты в музее можно трогать руками.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в музеях ввели такое правило для посетителей? Ответы детей
Воспитатель: Некоторые экспонаты очень хрупкие и они могут поломаться или даже разбиться при неосторожном обращении и их красоту больше никто не увидит. Теперь вы готовы к посещению музею
Воспитатель и дети проходят в помещение мини-музея.
Воспитатель: Проходите в мини-музей , становитесь полукругом, чтобы всем было видно. Обратите внимание на экспонаты и попробуйте ответить - О чём наш музей? Ответы детей
Воспитатель: Белорусская одежда в каждом регионе нашей страны разная. Она отличается по цвету, форме. Итак, экскурсию по музею проведём, про экспонаты рассказывать начнём. Обратите внимание на одежду кукол. Какая она? Ответы детей
Воспитатель: У всех кукол она разная, все зависит где живут эти народы, те кто живут где тепло у них одежда легкая, а где холодно теплая. (Показать разные куклы). Ребята обратите какие у них разные головные уборы, они тоже разные. Скажите какие вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А вы заметили, что они у всех кукол разная обувь? Какую обувь вы видите? Из чего она сделана? Ответы детей
Показать детям обувь у кукол.
Воспитатель: Ребята какие вы молодцы, все знаете, а теперь вы можете посмотреть куколок поближе, но давай те договоримся, руками трогать нельзя, помните? они очень хрупкие и могут сломаться.
Дети ходят смотрят, спрашивают.
Воспитатель: Ребята вот и подошла к концу наша экскурсия вам понравилось? Ответы детей.
По возвращению в группу спросить: Где были? Что смотрели? Что понравилось больше всего? Почему у кукол разная одежда?
Проект "Белорусский национальный костюм"
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.
Продолжительность проекта: два месяца
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели дошкольного образования, родители (законные представители) воспитанников.
Актуальность проекта: знакомство с белорусской культурой у воспитанников начинается с учреждения дошкольного образования. Однако, воспитанникам важно не только слушать об особенностях белорусской культуры, но и обследовать предметы и объекты. Белорусский национальный костюм – самобытен, используемые ткани, орнамент, цвета хранят свою историю и значение. Знакомство с орнаментом начинается со средней группы, для этого воспитанники рассматривают образцы национальной одежды на иллюстрациях. Одежда является одним из важных элементов материальной культуры, она ценный источник по изучению истории и этнографии народа.
Рассматривая национальный костюм, воспитанники выделяют его яркие характерные черты, сравнивают с современной одеждой, запоминают названия одежды на белорусском языке.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств, развитие познавательной активности, интереса к белорусской культуре через ознакомление воспитанников с элементами национального костюма.
Задачи проекта:
- 1. Способствовать формированию познавательного интереса воспитанников и родителей (законных представителей) воспитанников к изучению национального белорусского костюма.
- Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности детей.
- Содействовать положительному отношению воспитанников к культурным традициям Беларуси, воспитанию патриотических чувств.
- Способствовать обогащению развивающей предметно – пространственной среды куклами в национальных костюмах, методическими материалами, играми и игровыми пособиями.
Ожидаемые результаты по проекту: воспитанники познакомятся с характерными особенностями белорусского национального костюма, видами орнамента.
Методы и приемы:
- Беседы об особенностях национального костюма
- Рассматривание костюмов на куклах, выделение основных элементов орнамента.
- Тематические игры-занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Изобразительное искусство».
- Оформление тематических папок для родителей (законных представителей) воспитанников с папками-передвижками и консультациями по патриотическому воспитанию.
- Проведение индивидуальных бесед, консультаций с родителями (законными представителями) воспитанников.
- Организация игровой деятельности с воспитанниками: развивающие и дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
- Продуктивная деятельность.
10.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление мини-музея «Куклы в национальных костюмах», изготовление лэпбука «Белорусский национальный костюм», альбома на липучках «История белорусского костюма».
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: информационно – исследовательский
Уточнить в ходе бесед представления воспитанников об отличиях узора от орнамента, об особенностях национального костюма. Подготовить методическое обеспечение проекта.
2 этап-основной
- Беседы: «Что такое орнамент», «Национальный костюм», «Особенности белорусского костюма».
- Дидактические игры: «Подбери тень», «Найди такой же орнамент», «Сложи картинку», «Как называются предметы женского и мужского национального костюма», «Укрась орнаментом одежду».
- Рассматривание альбомов «Национальный костюм», открыток.
- Просмотр презентаций «Национальная одежда белорусов», «Виды национальной одежды», «Как менялась одежда», «Белорусский орнамент».
Изобразительная деятельность:
Изобразительное искусство: рисование «Украсим платье белорусским орнаментом», пластилинография «Белорусский фартук».
Конструирование из полосок бумаги «Юбка для куклы Алеси».
3 этап: Обобщение опыта по результатам проекта: оформление мини-музея «Куклы в народном костюме».