Духовно-нравственное воспитание

День добра и уважения!

01.10.2023
День пожилого человека, отмечаемый 1 октября, — международный праздник, позволяющий проявить внимание и сказать слова любви и признательности нашим родителям, людям старшего поколения.
развернуть

 

 

 

День пожилого человека, отмечаемый 1 октября, — международный праздник, позволяющий проявить внимание и сказать слова любви и признательности нашим родителям, людям старшего поколения.

Это праздник, который воспитывает уважение и доброе отношение дошкольников к старшим. Для наших любимых и родных бабушек и дедушек мы готовим с детьми творческие номера, разучиваем песни, стихи и танцы, инсценируем театральные постановки.

Воспитание уважения детьми людей пожилого возраста невозможно без участия родителей. Чтобы привлечь внимание среднего поколения к этой проблеме, проводятся консультации на темы: «Несколько полезных советов родителям по воспитанию у детей уважения к старшему поколению», «Вежливое общение в семье. Уважение детей к взрослым», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка». Родители воспитанников — активные участники творческих конкурсов: «Герб моей семьи», «Родословное древо», содействующих укреплению связей в семьях, расширяющих представления о внутри семейных традициях.

 

Бабушка и дедушка (прародители) — самые близкие после родителей для ребенка люди. Их отношение к внукам имеет эмоциональную основу, лишено расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстное. Например, в русском быту бабушка и дедушка занимали положение старших родителей. По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Одной из эффективных форм работы с детьми является совместная деятельность дошкольников со старшими взрослыми: «Бабушкины пироги», «Дедушкины поделки», в результате которой дети знакомятся с такими видами рукоделия, как вышивка, шитье, вязание, учатся печь пироги и блинчики, дедушки демонстрируют внукам резьбу по дереву, плетение корзин из лозы. «Как же красиво раньше вышивала бабушка и как была красиво украшена изба», — подчеркивают дети, рассматривая совместные поделки и фотографии из семейного архива.

 

Несмотря на то что духовная забота о пожилых людях требует больших усилий, она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное для близкого человека, заботиться о нем. Надо учить детей быть чуткими и внимательными к сложным человеческим соприкосновениям, нередко ранящим старческое сердце. Добро, которое делают бабушка и дедушка внуку, должно на всю жизнь остаться в памяти ребенка.

Хочется еще раз напомнить родителям:

Сколько бы мы, педагоги, ни заботились о воспитании у детей чувства уважения к старшему поколению, наших забот будет недостаточно. Это проблема очень тонких нравственных отношений в семье, все зависит от мамы и папы. Этому надо учить каждую минуту, час своим положительным примером, чутким отношением к пожилому поколению. Учить человечности — самое сложное и невероятно трудное дело, но его делать надо. Отношение к бабушкам и дедушкам должно быть только сердечным. От того, как относится ребенок к старшему поколению, зависит, каким он станет человеком в этом мире. Мы верим в могучую силу слова. Слово — это тонкий инструмент, которым родители должны умело прикасаться к сердцам детей.

свернуть

Историко-культурное и духовное наследие белорусского народа

Республика Беларусь имеет богатое духовное наследие. Оно формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Несмотря на разрушительные войны, стихийные бедствия, общество приумножало достижения предков, развивало науку, литературу, искусство, повышало свой культурно-образовательный, профессиональный уровень. Совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом, и есть национальное богатство.

Национальное богатство создается всеми национальными общностями, проживающими в стране. В Республике Беларусь сформировались гармоничные отношения между национальными общностями. Свободное развитие культур, традиций всех национальных общностей, проживающих в нашей республике, базируется на государственной политике, учитывающей интересы всех этнических групп.

В 1996 г. принята Концепция национально-культурного развития национальных меньшинств. Увеличилось число региональных и республиканских объединений как институтов возрождения национальных языков, культур, традиций. В настоящее время в Беларуси действуют 111 общественных объединений 22 национальных общностей, в том числе 43 еврейских, по 9 — польских и немецких, 7 литовских, по 5 — татарских и украинских и др. Организуются школы, классы по изучению национальных языков, налаживаются связи с исторической родиной, появляются средства массовой информации на национальных языках.

Принятые в Республике Беларусь правовые акты гарантируют равенство граждан всех национальностей гостей в различных сферах жизни, создают законодательную основу для развития культур, сохранения этнической, языковой, религиозной самобытности национальных меньшинств.

 

Влияние западной и восточнославянской культур

на систему ценностей белорусов

В современном мире нет абсолютно замкнутых культур. Культурные и межэтнические контакты являются неотъемлемым компонентом жизни. В антропологии и этнографии процесс взаимного влияния различных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой, получил название аккультурации. Аккультурация проявляется в двух формах: временной (через контакты политиков, дипломатов, туристов, персонала иностранных компаний) и длительной (которая возникает в случае контактов представителей различных культур в рамках одного государства). В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы. С одной стороны, стремится сохранить свою культурную идентичность, с другой — впитывает нормы и ценности иной культуры.

Беларусь уникальна тем, что исторически в ней сложился интегративный тип кулътуры. Белорусский этнос вбирал в себя отдельные элементы как восточнославянской, так и западнославянской, балтской, тюркской культур. Наряду с тенденциями к ассимиляции действовали также тенденции сохранения национальных границ, культурной и языковой идентичности белорусского народа. Интеграции норм и ценностей других. культур способствовала этническая толерантность, свойственная белорусам.

На развитие духовной культуры в Республике Беларусь сегодня оказывают влияние следующие факторы:

 1) общие тенденции развития духовной культуры, характерные для современной цивилизации в целом;

 2) тенденции, которые характерны только для Беларуси;

 3) общие признаки, характерные для постсоветских стран.

  Особенностью нынешнего этапа развития духовной культуры Республики Беларусь является то, что в современных условиях остается важной задача формирования национально-государственного самосознания. Необходимо сохранять культурно-историческое наследие, историческую память народа, способствовать развитию белорусского языка.

 В республике удалось сохранить и укрепить разветвленную сеть учреждений культуры. Открыты новые театры (Белорусский государственный молодежный театр, Республиканский театр белорусской драматургии), издается ряд белорусских литературных журналов («Полымя», «Неман»), газет («Літаратура 1 мастацтва»), проводятся театральные фестивали («Золотой витязь», «Белая вежа»), кинофестивали («Лістапад», Национальный кинофестиваль белорусских фильмов), музыкальные фестивали («Славянский базар», «Беларуская музыкальная восень») и т. д. Очень важной задачей является обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для всех граждан Республики Беларусь.

На Втором Всебелорусском собрании была поставлена задача — создать более совершенную национальную систему образования, которая отвечала бы новым потребностям развития экономики, современному уровню общественных отношений.

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий совершенствования личности.

Культура народа выступает мерой его духовности, цивилизованности, этнического своеобразия. Духовные ценности, утверждаемые и развиваемые обществом, являются почвой, предпосылкой формирования национального самосознания, национальной идеи. Культурный прогресс нашей нации связан с независимостью государства, развитием белорусского языка, традиций, утверждением духовных, нравственных начал в жизни общества. Белорусский народ вправе гордиться богатейшими истоками своей культуры, фольклором, обрядностью, красотой национального костюма, народными промыслами. Возможно, из этого духовного родника и берет начало белорусская национальная идея как идея самобытности народа, подъема его сил, осознания национальных интересов. 

Согласно Конституции Республики Беларусь, историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны. И, как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «наши главные задачи в сфере культурной политики состоят в том, чтобы поддерживать патриотическую линию в белорусской культуре, создавать условия для развития ее традиционных и современных направлений».

Что мы знаем о историко-культурном потенциале

Республики Беларусь?

На сегодняшний день Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь насчитывает более 5,6 тыс. историко-культурных ценностей, среди которых: памятников археологии – 2248, памятников архитектуры – 1804, памятников истории – 1215, нематериальных проявлений творчества человека – 152, движимых материальных историко-культурных ценностей – 104, памятников искусства – 66, памятников градостроительства – 11, заповедных мест – 4.

Наиболее выдающиеся для отечественной и мировой культуры объекты включены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО.

В частности, в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены:

в 1992 г. - Беловежская пуща (памятник природы);

в 2000 г. - замковый комплекс «Мир» (г.п. Мир Кореличского района Гродненской области);

в 2005 г. - архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже (Минская область) и Дуга Струве (Брестская и Гродненская области).

В Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены: праздничный рождественский обряд «Колядные цари» в деревне Семежево Копыльского района, «Торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской» (Будславский фест)» в аг.Будслав Мядельского района, весенний обряд «Юрьевский хоровод» в д. Погост Житковичского района, «Культура бортничества Беларуси и Польши».

В целях популяризации историко-культурного наследия Министерством культуры в 2020 году создан поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» (gosspisok.gov.by), который является информационным ресурсом, позволяющим любому пользователю быстро находить информацию об историко-культурных ценностях, в том числе через мобильные приложения.

  Охрана историко-культурного наследия – обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе. Материальные и духовные ценности общества являются объектами национальной безопасности Беларуси и приоритетными направлениями культурной политики нашей страны.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, Национальной стратегией устойчивого социального-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, сохранение и приумножение историко-культурного наследия страны является важным фактором национальной идентичности и белорусской государственности, играет значительную роль в формировании гражданственности и патриотизма личности, вовлечено практически во все сферы социально-экономической жизни республики.

Последние два с половиной десятилетия Республика Беларусь активно занимается восстановлением архитектурного наследия, вкладываются колоссальные ресурсы на его поддержание и сохранение.

Проведена большая работа по реставрации и восстановлению сотен объектов историко-культурного наследия с целью поддержания их надлежащего технического состояния, приспособления под новые функции и вовлечения их в туристический и культурный оборот. На государственном уровне эти задачи решаются в рамках ряда государственных программ и локальных инвестиционных проектов. Кроме того, мероприятия по охране историко-культурного наследия, в том числе ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях, финансируются за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры.

  Справочно.

  За период независимости Беларуси за счет государственных средств восстановлены и получили новые социально-экономические функции сотни объектов наследия. В числе последних – здание «Беларусьфильма» (2017), стадион «Динамо» в Минске (2018), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (2019), объекты Брестской крепости, обелиск «Минск – город-герой» (2020) и др.

Восстановлены и приспособлены под музейные функции всемирно известные замковые комплексы в г.п.Мир (2010) и г.Несвиже (2011).

 

Особенности национальной и культурной

самоидентификации белорусов

После того как в 1991 г. прекратил свое существование СССР, было объявлено независимое и самостоятельное государство Республика Беларусь. Начался период национального возрождения. Период, который имеет сложный и противоречивый характер, определяемый прежде всего особенностями самоидентификации белорусов. Под самоидентпификацией понимают отнесение человеком себя к какой-либо группе на основе общности культуры, ценностей и т. д. Культурная идентичностъ — чувство принадлежности к определенной культуре. Этническая идентичностъ — этнические представления, разделяемые членами какой-либо этнической группы, которые формируются в результате осознания общей исторни, культуры, традиций, места проживания и государственности.

Проблема культурной самоидентификации белорусов связана со сложностыо исторического пути, положением «на пересечении» путей Запада и Востока. Какое-то время наша культура развивалась «в тени» других культур — земли Беларуси переходили от одного государства к другому. На территории Беларуси прошли многочисленные войны. В такие сложные моменты самоидентификация белорусов носила локальный характер, во многом основывалась на принадлежности к территории, местности, региону, на «тутэйшасщ».

Несмотря на сложные исторические условия становления белорусской государственности и белорусской культуры, нашему народу удается сочетать, с одной стороны, свою «беларускасць», а с другой — свою принадлежность к славянской и мировой культуре.

 

Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа» (в контексте Второй мировой войны).

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!». 

свернуть

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию