Страничка учителя-дефектолога

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

                                             ШАРШАВИЦКАЯ ТАМАРА ПЕТРОВНА

                                 учитель-дефектолог высшей                                                                        квалификационной категории

Педагогическое кредо:

"Развиваться самой,

помогать развиваться другим,

вместе открывать новое"

 

        Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребёнка №1 г.Орши» является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной  программы  дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

             Учитель-дефектолог пункта оказывает коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам, зачисленным в ПКПП, согласно квалификации нарушения и рекомендаций ЦКРОиР, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребёнка, используя  в системе работы следующие направления:

исправление (или ослабление) нарушений развития обучающихся: развитие фонематических процессов  в артикуляционной моторике, речевого дыхания, просодики речи, формирование звукового анализа и синтеза, коррекцию звукопроизношения, коррекцию недостатков лексико-грамматического строя речи, формирование связной речи, совершенствование сенсомоторного развития, коррекцию отдельных сторон психической деятельности;

исправление индивидуальных нарушений устной и письменной речи обучающихся;

восполнение пробелов предшествующего обучения;

активизацию познавательной деятельности;

нормализацию учебной деятельности детей с особенностями психофизического развития;

сохранение психического и физического здоровья учащихся.

Пункт коррекционно-педагогической помощи реализует следующие задачи:

проведение диагностической работы, направленной на выявление обучающихся, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи в текущем учебном году, углубленная диагностика обучающихся, посещающих ПКПП в текущем учебном году;

организация сотрудничества с педагогами, специалистами, законными представителями обучающихся, администрацией ГУО «ДЦРР №1 г. Орши», специалистами Оршанского городского ЦКРОиР, врачом-психиатром УЗ «Оршанский психо-неврологический диспансер»;

оказание консультативной и методической помощи всем субъектам образовательного процесса;

повышение компетентности законных представителей обучающихся в вопросах коррекционной педагогики;

повышение уровня специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, в том числе через участие в методических объединениях, семинарах, научно-практических конференциях, педагогических конкурсах.

 

Формирование фонематического восприятия у дошкольников

Дошкольный возраст является самым благоприятным для выявления и устранения нарушения речевого развития, которые в дальнейшем приведут к определенным проблемам. Поэтому нужно как можно раньше развивать у детей внимание к собственной речи, умение ориентироваться в родном языке, слушать слышать его.

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и индефицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам. 

Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, не доступно.

Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственные за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха.

Работа по преодолению недоразвития фонематического восприятия строится поэтапно. 

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

 I этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Воспитатель должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. На данном этапе можно использовать следующие игры: 1.Игра «Расскажи, что услышишь»

Перед детьми выставляются известные им предметы; воспитатель объясняет детям, что предстоит по слуху определить, что они услышат, и рассказать о действиях воспитателя. Затем предметы закрываются ширмой. Воспитатель переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. При значительных трудностях в узнавании звучание повторяется со зрительной опорой

Материал: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка.

2.Игра: «Угадай что звучит»

 Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.                              Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, воспитатель предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

3.Игра  «Угадай, что (кто) это?» 

Детям предлагается аудиозапись и предметные картинки различных звуков природы, голосов птиц, зверей и домашних животных. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было.

Предметные картинки: явления природы - ручей, листва, снег, дождь, ветер; звери – волк, медведь; домашние животные – свинья, корова, овца, лошадь, коза, собака, кошка.

Материал: компакт-диск «Звуки природы».

 

свернуть

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в работе по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. В начале пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа. Это может быть план, составленный воспитателем, или план, составленный им вместе с детьми.

Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Методика проведения занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

1) вводной беседы, настраивающей па восприятие произведения, вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей, рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т.п.;

2) чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа — это может отвлечь от целостного восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к героям и событиями рассказа;

3) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Эта часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4—5 вопросов;

4) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ или сказку;

5) пересказа произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе произведения художественно-образная речь становится достоянием ребенка.

Если рассказ или сказка по объему небольшие, то ребенок пересказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям (воспитатель заранее намечает логически завершенные отрывки). Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее). Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда — необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого.

Кого сначала вызывать для пересказа — детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает воспитатель. Выбор зависит от трудности литературного текста, от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия. Можно позаниматься с ними на прогулке или в вечернее время.

При обучении старших дошкольников пересказу художественных произведений вводятся новые виды занятий:

а) пересказ по готовому плану, составленному или одним воспитателем, или совместно с детьми;

б) пересказ по выбору детей, когда из двух-трех знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию;

в) пересказ в лицах или драматизация произведения.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проведение таких обсуждений методически сложно и требует большого такта от воспитателя, знания индивидуальности детей. Сложность заключается еще и в том, что дети должны держать в памяти все рассказы, поэтому хорошо, если педагог запишет их, а перед обсуждением некоторые прочтет. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Пересказ проводится примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и повторный). Из этого расчета можно составить перспективный перечень текстов для пересказа, предусматривая их усложнение, разнообразие жанров, тематическую связь с сезоном, повторность.

свернуть

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается очень рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей.

«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, его психику, отметили огромное значение функции руки. Развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача – развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.

Письмо – это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Главное для нас не обучение письму, а подготовка к нему.

Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго до поступления в школу.

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

1.Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики;

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 

5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы, 

6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками.

К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 

1г-1, 5г. – попытки рисовать «как попало».

1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В . появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

 3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). 

В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 

6-7лет – готовность к навыкам письма.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь.

1.Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её

         На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3 богатыря» …..

Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

  • Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

Только когда упражнения доведены до автоматизма переходим на следующий уровень.

  1. Развитие  динамического праксиса - способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». 

  • Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).
  1. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев  кистей рук,  координация движений… )

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. 

Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей,  су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)

Продуктивная деятельность детей.

  • вырезать из бумаги;
  • лепить из пластилина, теста, песка…
  • нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
  • собирать мозаики и конструкторы;
  • обводить, рисовать, раскрашивать…;
  • копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
  1. Формирование зрительно-пространственной ориентировки;(ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).

ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);

  • ориентировку в окружающем пространстве

(а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”;

  • обучение ориентировке на листе бумаги  (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв.

3.Формирование зрительно-двигательной координации.

Зрительно - двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. 

Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С 1 до 2-х лет.

  • малыш может держать два предмета в одной руке;
  • держит карандаш в руке и чертит им;
  • умеет переворачивать страницы книг;
  • из кубиков строит башни;
  • складывает пирамидку;

От 2 до 3 лет.

  • ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
  • играет с песком, крупами, тестом и глиной;
  • открывает крышки, откручивает и закручивает;
  • рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
  • нанизывает бусы;
  • правильно держит карандаш;
  • копирует формы несколькими чертами;
  • строит из кубиков.

 От 3 до 6 лет.

  • малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
  • складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
  • лепит из пластилина и теста разные фигуры;
  • шнурует ботинки;
  • определяет предметы в мешке на ощупь.

 Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

     

 Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения: 

 - Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

- Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. 

 - Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко»,  «Елочка»

 - Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

- родительских собраний;

- семинаров-практикумов;

- информационных буклетов, папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка, запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

   Таким   образом, последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников.

  1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке , голова немного наклонена влево (вправо у тех кто леворукий).
  2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами : большим ,указательным и средним ,а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.
  3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице ,где идет работа , приходил ось на середину груди.
  4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного- выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке ,а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
  5. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Общие рекомендации к организации работы по развитию графических навыков.

  1. Хорошая освещенность рабочего места.
  2. Контроль за осанкой ребенка.
  3. Систематичность 2-З раза в неделю по 7-10минут, можно как часть занятия комплексного по математике (работа в тетради в крупную клеточку в старшем дошкольном возрасте).
  4. Расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.
  5. Перед работой в тетради провести физпаузу, а после занятия упражнения для кистей рук.
  6. В каждую физминутку надо включать 2-3 упражнения.
свернуть

Гимнастика для губ и языка

Гимнастика для губ и языка

 

Гимнастика для губ и языка

1. «Рыба». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. Открывает рыба рот, Да не слышно, что поет.

2. «Лягушка».

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы.

Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет

от 1 до 5.

Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам; Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца.

3. «Хоботок».

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под

счет от 1 до 5. Подражаю я слону, Губы хоботом тяну.

4. «Заборчик».

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать

сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы.

5. «Бублик».

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы

открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать.

6. «Лопата».

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1

до 5. Язык лопатой положи И под счет его держи. Раз, два, три, четыре, пять, Язык надо расслаблять.

7. «Иголочка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный

язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5. Язык иголочкой потом. И потянем острием.

8. «Чистим зубы».

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить

нижние зубы с внутренней стороны (движениями

вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять

под счет от 1 до 5. Чищу зубы, посмотри, Не болели чтоб они.

9. «Качели».

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться

попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не

закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы.

Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1

до 5. На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. И все выше поднимаюсь – Вверх-вниз, вверх-вниз.

10. «Вкусное варенье».

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот

приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу

сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть

неподвижна. Повторить 5 раз. Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу.

11. «Ступеньки». Язычок пошел гулять,

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. По ступенечкам шагать.

12. «Чашечка».

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя

губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет

от 1 до5.

Язык широкий положи И под счет его держи. Получилась пиала – Округленная она. В рот ее мы занесем И края к зубам прижмем.

13. «Индюшата».

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы.

Широким кончиком языка облизать верхнюю губу

сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть

неподвижна. Индюшата-малышата Ножками топочут, Весело болбочут: БЛ – БЛ – БЛ.

14. «Маляр».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким

кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад.

Нижняя челюсть неподвижна. Красить потолок пора. Пригласили маляра. Кисть ведем вперед-назад, Наш маляр работе рад.

15. «Дятел».

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять

по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д).

Нижняя челюсть неподвижна. Целый день я стучу, Червячка поймать хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Д-Д-Д-Д-Д.

16. «Лошадка».

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и

оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны.

Нижняя челюсть неподвижна. Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости

17. «Грибок».

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на

гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка

языка – шляпка. На лесной опушке Вырос гриб-волнушка.

18. «Гармошка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к

небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая

языка от неба. Губы в улыбке. На гармошке я играю, Рот пошире открываю. К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

Методические рекомендации.

1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

4. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.

3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.

4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.

5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Упражнения для развития

подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.

2. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.

3. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.

4. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.

5. Языком вытягивать верхнюю губу.

6. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.

7. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.

8. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

9. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.

10. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

свернуть

Что такое интеграция?

Что такое комплексное и интегрированное занятие?

 

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Пример: на занятии «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:

1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.)

3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки и дети решили сделать ложку для Федоры. Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты).

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

* социальные, в том числе нравственно-этические;

* эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

* логико-математические;

* естественно-научные.

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах.

Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.

Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе

С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Комплексное занятие состоит из 3-х блоков:

Творческий блок. Этот блок направлен на развитие чувства цвета, ритма, композиции, умения изображать простейшие предметы (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация).

Общеразвивающий блок. Этот блок направлен на развитие памяти, внимания, мышления: элементарные математические представления (счет, сравнение величин, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с цифрами и пр.) развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

Музыкально – физкультурный блок. Этот блок направлен на развитие музыкального слуха, динамического слуха, чувства ритма; на сохранение и укрепление здоровья детей (поют, танцуют, учатся слушать музыку, понимать ее характер, играют на детских шумовых и ударных инструментах; использование здоровьесберегающих технологий, физкультминутки, динамические паузы и т.д.)

свернуть

Возрастные нормативы развития речи ребёнка 5-6 лет

Возрастные нормативы речевого развития ребенка 5 – 6 лет

 

Консультация для родителей

 

Возрастные нормативы речевого развития

ребенка 5 – 6 лет

 

В этом возрасте развиваются все стороны речи ребенка. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи.

Словарь.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный, (но ребенок еще не может достаточно свободно пользоваться ими). Ребенок понимает, осознает оттенки значений глаголов, отражающих характер движения и прилагательных оценочного характера, многозначность слов. Появляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Идет формирование видовых, родовых понятий. Отмечается качественное увеличение словаря.

Существительные – ребенок чаще использует слова с обобщающим значением, собирательные существительные, более тонко дифференцирует их, в словаре больше слов - названий, отдельных деталей и частей, существительных, обозначающих названия профессий, социальных учреждений, инструментов, оборудования.

Глаголы – возрастает не только их количество в речи, но и качественные характеристики. Использует разные формы глаголов, приставочные глаголы, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей.

Прилагательные – употребляет прилагательные, обозначающие различные признаки предметов. Больше качественных прилагательных, меньше относительных и притяжательных.

Наречия – употребляет наречия, характеризующие отношения людей к труду, качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Числительные – отдельные числительные. Деепричастие – сидя.

Предлоги – использует как простые, так и сложные предлоги. Предлоги, союзы употребляются в самых разных значениях (встречаются неточности их употребления).

Совершенствуется умение подбирать слова с противоположным значением – антонимы (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), а также слова со сходным значением – синонимы.

Грамматический строй речи

Морфология. Совершенствуется умение согласовывать в предложении прилагательные, числительные с существительными, формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребенок правильно пользуется многими грамматическими формами. К 6-ти годам усваивает предложно – падежные формы единственного и множественного числа, изменения большинства прилагательных по падежам, числам, родам, правильно употребляет глаголы, наречия. Встречаются еще ошибки при образовании разных грамматических форм, особенно Р. п. мн. числа существительных.

Словообразование. Совершенствуются способы словообразования (суффиксальный, суффиксально-префиксальный, способ словосложения). Ребенок образует форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

Синтаксис. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений – в структурном отношении речь усложняется, возрастает объем высказываний. Ребенок еще испытывает затруднения в правильном построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении.

Связная речь

Диалогическая речь совершенствуется. Ребенок более активно участвует в беседе, разговоре, дает более и достаточно полный анализ предмета или явления. Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая  правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания.

Монологическая речь.  Совершенствуется связная монологическая речь. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картине, по серии картинок, по плану, образцу,  из личного  и коллективного  опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера. Появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственные, временные и другие отношения, зависимости между предметами. Высказывания становятся выразительнее,  содержательнее и точнее, а фраза более развернутой. Развивается умение выбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в повествовательном высказывании. Активно осваивает построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи ребенок начинает пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, предложений между собой. Ребенок еще испытывает затруднения при построении связного текста с использованием всех структурных элементов (начало, середина, конец), в соединении различными способами цепной и параллельной связи частей высказывания.

Речевой слух совершенствуется. Появляется критичность к собственной речи и речи окружающих, умение замечать речевые недостатки, контролировать  собственную речь (вырабатывается самоконтроль).

Просодика. Совершенствуется речевое дыхание, выдох становится более продолжительным (5 – 6) слов на выдохе. Ребенок регулирует темп и громкость в зависимости от ситуации, более свободно использует средства интонационной выразительности. Часто пользуется в речи вопросительной, повествовательной интонацией, может передать свои чувства.

 

свернуть

Пальчиковая гимнастика с самомассажем пальцев и кистей рук

«Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук»

 

«Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко.

Овладение речью – одна из самых сложных проблем у детей дошкольного возраста. Общение требует соответствующей системы средств, которая может позволить передать свои мысли и переживания и понять своего собеседника. Поэтому правильное овладение речью и ее постановкой имеет огромное значение для общего развития ребенка. И начинать это развитие необходимо, как можно раньше, с раннего дошкольного возраста. Пальчиковые игры и упражнения развивают у детей мышление, а также побуждают малышей к творчеству. Именно, “пальчиковая гимнастика” стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.

9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», ««Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», и др. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке: «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.

Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Выполняя упражнения вместе с ребёнком, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать , по возможности, все пальцы руки.

Игру нужно проводить около 5 минут

Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

 

свернуть